ПОБ -б-о-23-1 (2 курс 4 семестр): ЛЕКЦИИ


№ п/п Тема лекции Самостоятельная работа
1. Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности (10.02) Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым) - контроль в течение семестра. Особенности формирования физической культуры личности как основная цель всей системы физического воспитания (стр. 142 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления. содержания разделов 2.2-2.5 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры»
2. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (17.02) цель, задачи, особенности организации и проведения занятий. содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
3. Физическое воспитание обучающихся на уровне начального общего образования (24.02) цель, задачи, особенности организации и проведения занятий содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
4. Физическое воспитание обучающихся на уровне основного общего образования (25.02 за 14.04) цель, задачи, особенности организации и проведения занятий. содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
5. Физическое воспитание обучающихся на уровне среднего общего образования (03.03) цель, задачи, особенности организации и проведения занятий. содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
6. Использование игровых технологий с учётом возрастных особенностей обучающихся (10.03) Игровые технологии, рекомендованные ФРП по физической культуре для использования с обучающимися начальной, основной и средней школы. Определить основные средства, использование которых является наиболее эффективным в процессе физического воспитания обучающимися начальной, основной и средней школы. Повторение содержания главы 8 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры». Выявить методические особенности проведения подвижных игр с обучающимися начальной, основной и средней школы (стр. 36 ПЗ № 11)
7. Физическое воспитание обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья (11.03 за 21.04) формирование у обучающихся стиля здорового образа жизни на основе применения современных образовательных технологий (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре) глава 13 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры»
8. Система домашних заданий (17.03) Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников Конспект содержания соответствующей темы из пособия по ТиМФВ под ред. Б.А. Ашмарина
9. Физическое воспитание студенческой молодежи. (24.03) Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий. Общие представления о составлении профессиограмм.
10. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности (25.03 за 28.04) Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий. Общие представления о составлении профессиограмм.
11. Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте. Профессионально-прикладная физическая подготовка (31.03) Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий. Содержание темы из учебника ТиМФВиС (Ж.К. Холодов, с. 294-310
12. Собеседование: "Сравнительная характеристика особенностей физического воспитания различных контингентов населения"(07.04) Сравнительная характеристика особенностей ФВ обучающихся 1-4, 5-9, 10-11 классов). Вопросы к собеседованию № 19-26
13. Особенности формулировки целей и задач занятий (05.05) Содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
14. Собеседование (12.05) Вопросы к собеседованию № 1-18 Контроль выполнения заданий по сравнительной характеристике особенностей ФВ обучающихся 1-4, 5-9, 10-11 классов и взрослого трудоспособного населения с лицами старшего, пожилого возраста

ПОБ -б-о-23-1 (2 курс 4 семестр): ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


№ п/п, тема Содержание Самостоятельная работа
1. Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности Особенности формирования физической культуры личности как основная цель всей системы физического воспитания (стр. 142 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления. Выявить структурные компоненты физической культуры личности и особенности их формирования в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Выявить способы решения этой задачи в соответствии с нормативно-правовым обеспечением в области физической культуры, представленном в ПЗ № 5 (стр. 30) Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым) - контроль в течение семестра. Пересказ содержания разделов 2.2-2.5 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры» с помощью опорных схем (возможность использования на экзамене).
2. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, средств, форм, методов, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре). Физическое воспитание дошкольников Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант Содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
3. Физическое воспитание обучающихся на уровне начального общего образования Характерные черты современного урока физической культуры Проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, средств, форм, методов, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре). Физическое воспитание обучающихся школьного возраста: контрольные вопросы содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
4. Физическое воспитание обучающихся на уровне основного общего образования Общие представления о формах физического воспитания школьников Проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, средств, форм, методов, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре). Физическое воспитание обучающихся школьного возраста: задания для самостоятельной работы содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
5. Физическое воспитание обучающихся на уровне среднего общего образования Проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, средств, форм, методов, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре). Контроль "Физическое воспитание обучающихся школьного возраста: контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы"содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
6. Физическое воспитание обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья Теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры Проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, средств, форм, методов, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре). По желанию: защита проектов учебных заданий по физической культуре, направленных на формирование у обучающихся стиля здорового образа жизни на основе применения современных образовательных технологий (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре). При разработке заданий основываться на знаниях теории и методики формирования здорового образа жизни (глава 13 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры»). содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ
7. Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников. Разработать систему домашних заданий для определенной обобщенной темы уроков, в соответствии с содержанием ФРП по примеру, представленному на стр. 160-161 и 171-175 в монографии В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко «Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования»: в библиотеке СКФУ можно брать для ознакомления. С примерами домашних заданий можно ознакомиться также на стр. 123, 147. Выявить основные проблемы создания эффективной системы домашних заданий по физической культуры и определить способы их решения в результате изучения специальной литературы.
8. Роль и значение учебно-методического комплекса в образовательном процессе по физической культуре Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса физического воспитания школьников: практическое занятие методические рекомендации, учебники по физической культуре (В.И. Лях, А.П. Матвеев, изд-во «Просвещение») Привести практические примеры использования методических рекомендаций по физической культуре для учителя (под ред. В.И. Ляха) и учебника физической культуры (под ред. В.И. Ляха) при проведении учебных занятий с обучающимися определённого возраста (на выбор) в соответствии с содержанием программного материала. Практика применения учебников по физической культуре: проектирование системы занятий с использованием учебника, способы оценки эффективности занятий (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач содержанию занятия, возрасту обучающихся, содержанию программного материала по физической культуре).
9. Использование игровых технологий с учётом возрастных особенностей обучающихся Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «Перешагивание» Игровые технологии, рекомендованные ФРП по физической культуре для использования с обучающимися начальной, основной и средней школы. Определить основные средства, использование которых является наиболее эффективным в процессе физического воспитания обучающимися начальной, основной и средней школы. Повторение содержания главы 8 учебного пособия В.П. Лукьяненко «Теория и методика физической культуры». Выявить методические особенности проведения подвижных игр с обучающимися начальной, основной и средней школы (стр. 36 ПЗ № 11)
10. Особенности интеграции программ общего образования с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки Олимпиада, ГТО, «Президентские игры» и «Президентские состязания». Особенности оценки теоретических и практических заданий, включённых в олимпиаду школьников. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФОП (программа воспитания), ФРП и др.
11. Физическое воспитание студенческой молодежи Физическое воспитание студенческой молодежи": контрольные тесты, задания для самостоятельной работы Проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач, средств, форм, методов возрасту обучающихся) содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант
12. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности": контрольные тесты, задания для самостоятельной работы Проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач, средств, форм, методов возрасту занимающихся, требованиям профессиограммы). содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант
13. Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте": контрольные тесты, задания для самостоятельной работыПроектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач, средств, форм, методов возрасту занимающихся). содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант
14. Профессионально-прикладная физическая подготовка .Профессионально-прикладная физическая подготовка": контрольные тесты, задания для самостоятельной работы Проектирование технологической карты занятия, способы оценки эффективности занятия (особенности формулировки цели и задач; соответствие цели и задач, средств, форм, методов возрасту занимающихся). содержание темы из пособия Б.А. Ашмарина ТиМФВ. Знать содержание базовых понятий (выделено синим и бордовым): диктант

Вопросы к собеседованию (3, 4 семестры)

  1. Общие представления о методах физического воспитания. Основные понятия. Классификация методов физического воспитания
  2. Общепедагогические методы обучения. Методы строго регламентированного упражнения
  3. Общепедагогические методы обучения. Методы частично регламентированного упражнения
  4. Структура и содержание системы физического воспитания (цель, задачи, нормативно-правовые, организационные, научно-методические основы обеспечения в области физической культуры)
  5. Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей. Общая характеристика и закономерности обучения двигательным действиям.
  6. Краткая история становления и развития теории формирования двигательных навыков. Основные положения теории Н. А. Бернштейна «О построении движений»
  7. Уровни владения двигательным действием: двигательное умение и навык. Формирование двигательного навыка.
  8. Двигательные ошибки: их предупреждение и исправление. Роль технических средств в освоении двигательных действий.
  9. Основные положения, знание которых необходимо для эффективной организации самостоятельных тренировочных занятий. Основы знаний о физиологических механизмах энергообеспечения мышечной деятельности
  10. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физической культур. Утомление и восстановление в процессе занятий физическими упражнениями
  11. Сущность спорта и его роль в жизни современного общества. Функции спорта. Типы и виды спорта
  12. Система спортивной подготовки. Спортивная тренировка как ведущий элемент спортивной подготовки. Средства спортивной тренировки. Соревнования как главный атрибут спорта
  13. Основные правила оздоровительной тренировки. Популярные системы оздоровительных занятий физическими упражнениями
  14. Роль и значение физической культуры в жизни современного общества. Особенности формирования физической культуры личности как основная цель всей системы физического воспитания. Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека
  15. Использование игровых технологий с учётом возрастных особенностей
  16. Роль и значение системы домашних заданий в процессе физического воспитания школьников.
  17. Особенности оценки общеобразовательной деятельности по физической культуре и деятельности обучающихся на занятиях по предмету.
  18. Роль и значение учебно-методического комплекса в образовательном процессе по физической культуре. Интеграции программ общего образования с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки
  19. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий с обучающимися раннего и дошкольного возраста.
  20. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий с обучающимися на уровне начального общего образования
  21. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий с обучающимися на уровне основного общего образования.
  22. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий с обучающимися на уровне среднего общего образования
  23. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий с обучающимися, имеющими отклонениями в состоянии здоровья.
  24. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий со студенческой молодежью. Общие представления о составлении профессиограмм
  25. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий со трудоспособным населением. Общие представления о профессионально-прикладной физической подготовке
  26. Цель, задачи, особенности организации и проведения занятий с пожилыми людьми.